Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Штирлиц - Есенин (Стратиевская) - Часть 08

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Штирлиц - Есенин (Стратиевская) - Часть 8

18. Есенин. Эко - ниша партнёра как "инкубационная система" в период "творческого вызревания" и социального становления

На правах "равенства партнёрских отношений", исходя из того, что успешный партнёр должен делиться своими преимуществами и накоплениями с менее успешным (то есть, создавать для него максимально благоприятные условия с тем, чтобы тот (менее успешный) мог соответствовать занимаемому месту в системе и выступать с ним в партнёрстве на равных, Есенин использует экологическую нишу своего партнёра как некую ИНКУБАЦИОННУЮ СИСТЕМУ, необходимую ему в период его творческого созревания и социального становления. (Который, кстати сказать, может длиться у него бесконечно долго - поди знай, когда он там дозреет до выхода в свою самостоятельную жизнь, предпочитая до тех пор экономить свои силы и ресурсы, существуя за счёт своего более успешного партнёра, пользуясь его правами, заслугами и привилегиями, претендуя на равенство прав и одновременно завоёвывая доминирующие место в системе своей неустанной борьбой за власть, навязывая партнёру отношения соподчинения).

Пользуясь всеми преимуществами своего положения, Есенин вызревает в эко - нише партнёра, как мотылёк в куколке (или в коконе) для "полёта" в будущую свою счастливую жизнь - яркую и успешную, полную великих свершений и побед. (А на меньшее он как амбициозный аристократ не рассчитывает: "плох тот солдат, который не мечтает стать генералом". Поэтому и к генеральскому чину Есенин готовит себя заранее: в процессе своего вызревания накапливает силовой и возможностный потенциал, командным голосом заявляет о своих моральных и социальных преимуществах, с появившимся у него гонором и апломбом требует для себя всё больших прав и привилегий, готовясь к штурму будущих высот. А до тех пор он по максимуму (+ч.с.5) накапливает силы и ресурсы, существуя за счёт своего партнёра и предельно экономно расходует собственные резервы. (Ему же "подрасти" надо, чтобы соответствовать принятым в системе стандартам и с полным правом взаимодействовать с партнёром на равных!)

Партнёр - опекун при этом используется им как "партнёр - донор" - его силами и ресурсами, его временем, энергией и терпением Есенин пользуется (а во многих случаях и злоупотребляет) в период своего творческого вызревания и становления.

"Поднять", поставить на ноги и "запустить в полёт" изнеженного и требовательного Есенина (запросы и амбиции которого по мере становления растут не по дням, а по часам, как в геометрической прогрессии) - это не лёгкий труд. Привыкший к лёгкой и беззаботной жизни, Есенин никогда не бывает удовлетворён размерами накоплений и ресурсов, вынесенных им из среды предыдущего его обитания (из "инкубационной зоны").

Как "капризная невеста" недовольная количеством и качеством своего "приданного" обижается на своих родителей, так и он, Есенин, опасаясь трудностей на своём будущем самостоятельном пути, обижается на недостаточную щедрость и расточительность вырастившего и выкормившего его бывшего "партнёра - донора". Собираясь, как "большой корабль" в "большое плавание", он снова и снова возвращается к нему за дополнительным "снаряжением": ещё не успев далеко "отплыть", он уже возвращается и сообщает, что в очередной раз "сел на мель" и срочно нуждается в пополнении прежних ресурсов. Требуя от бывшего партнёра новых услуг и одолжений, он снова и снова заставляет его "работать на отдачу", предельно истощая его "оставшиеся про запас" ресурсы.

А затем уже предусмотрительно и отбирает последнее: не оставлять же такие крохи! (Поступает как предусмотрительный накопитель: чтобы не наживать в лице бывшего "партнёра - донора" мстительного врага, обирает его почти полностью, - так, чтобы тот уже точно не встал на ноги, не собрался с силами и возможностями и не отомстил ему за нанесённый ущерб, разорение и связанные с ним будущие неприятности.)

Чтобы развеять свои сомнения на этот счёт, Есенин (как инволютор, реконструктивно воздействующий на окружающую его реальность), действуя по принципу: "Чем хуже, тем лучше", сам поможет ему устроить (или ускорить) это крушение. (Чтобы потом (о бывшем доноре) иметь возможность сказать: "Он уже был обречён, он так и так погибал, спасти его было уже невозможно" - развести руками, пожать плечами и оправдать этими словами свою вину, убедить всех (и себя в первую очередь) в том, что никакой его вины в этом нет. Чтобы ускорить разрушение "инкубационной системы", чтобы в кратчайший срок привести бывшего "партнёра - донора" к краху, чтобы не терять времени на ожидание этого крушения и не сомневаться на его счёт, чтобы не сожалеть о своём уходе и не бояться того, что партнёр поднимется на ноги и отомстит, Есенин, будучи предусмотрительным, посчитает необходимым довести положение в бывшей семье до некоторой необратимой критической точки и произвести в семье, в системе, в жизни партнёра и его друзей некоторую "деструктивную работу", имеющую необратимые, негативные последствия. Одновременно (в порядке самооправдания) распускаются (нередко им же самим) слухи о том, что партнёр уже выработался, истощил свои ресурсы, свой потенциал. Но бывает и наоборот: основанием для разрушения карьеры (или эко - ниши) партнёра может являться мнение, полученное Есениным от его конкурентов. И тогда он переходит на сторону конкурентов, мотивируя свои действия тем, что "так надо".

Причин для таких жестоких и решительных мер может быть много (или, как минимум, несколько): это может быть и

  • Жестокая, не признающая компромиссов борьба за выживание, ставшая естественной формой существования в бета - квадре. И заставляющая рисковать и играть ва - банк, позиция: "либо пан, либо пропал" - "пусть неудачник плачет";
  • и позиция "хочешь жить, умей бороться", принятая в его дуальной диаде;
  • и боязнь оказаться жертвой обстоятельств, принятая в бета - квадре позиция: "слабый (неустроенный) сам виноват в своих несчастьях
  • и позиция "не хочешь зла, не делай добра", побуждающая оставлять все ресурсы себе, чтобы чувствовать себя самодостаточным, защищённым собственной предусмотрительностью, чтобы всегда быть в числе успешных и преуспевающих.
  • Это и уважение к более сильному и успешному противнику, с которым хочется дружить, хочется сделать своим партнёром.
  • Позиция "Забери меня под своё крыло, будь мне матерью, стань мне сестрой…1" -желание обрести защиту более сильного и успешного партнёра.
    1 Строчка из восхитительного стихотворения Х.Н. Бялика (ИЭИ, Есенина) "Забери меня под своё крыло"
  • Это и суггестия по аспекту волевой сенсорики, ощущение того, что предыдущий его партнёр проиграл свою партию, свою игру (своё сражение со "злодейкой - судьбой", допустил массу ошибок, был слишком уступчив, слишком щедр и непредусмотрителен, а потому и проиграл свою битву за счастье.


Недостаток запаса прочности его бывшего "партнёра - донора", который Есенин сам же и истощает (чего никогда не сделает в партнёрстве с нарабатывающим беспредельную прочность дуалом - Жуковым), отсутствие "должной целеустремлённости" и должной воли к победе, в оценке которой он так же ориентируется на волевой потенциал своего дуала Жукова (-ч.с.1 - +ч.с.5), истощение ресурсов, энергии, сил и терпения его бывшего "партнёра - донора", его болезни, усталость и увядание, приближающаяся старость, творческий или возрастной кризис - все эти и многие другие причины могут побудить его (Есенина) к бегству и побудить его поменять этого партнёра на другого - более перспективного, успешного и выносливого…

Как если бы речь шла о лошади, которую он поменял во время скачек, или о машине, на которую он пересел, чтобы продолжить гонку…

— Как если бы речь шла о боевом коне, с помощью которого он собирается выиграть сражение с судьбой (которая, как ему (субъективисту) кажется, особыми дарами пока ещё его не одаривала), как если бы он собрался выиграть главную битву в борьбе за жизнь, следуя всё тому же принципу: "Хочешь жить, умей бороться!" - вот он и борется, как умеет, выбирая из всех, имеющихся в его арсенале средств (выбирая из числа предлагаемых его моделью средств) для этой цели самые эффективные.

А как же партнёрская этика, мораль, нравственность, этика отношений?..

— В число доминирующих (в его (бета) квадре и в его модели) ценностей этот аспект не входит. Является вытесненным аспектом (располагается на уровне вытесненных ценностей, - на уровне ИД, на позициях демонстративной функции(-б.э.8)..

— …и работает демонстративной "приманкой", "наживкой", которую заглатывает будущий партнёр, которому ещё только предстоит стать "и жертвой" и "донором", быть самому виноватым во всех своих несчастьях и самому расплатиться за них сполна.

В расчёте на будущие свои запросы и потребности (уж если стартовать, так с размахом), Есенин и "партнёров - доноров" подбирает себе перспективных: со связями, с состоянием, "с потенциалом". Или, как минимум, с хорошей (и даже очень хорошей) материальной и экологической базой, которая и позволяет ему (Есенину) создать для себя удобную эко - нишу (инкубационную зону, богатую эко - ресурсами) и очень долго в ней вызревать (- б.и.1), подготавливая себя для будущей самостоятельной жизни, собираясь с возможностями и силами для будущего "полёта" (в ещё неизведанное и неосвоенное им жизненное пространство (-б.с.3), которое пока ещё пугает его своими непредсказуемыми трудностями и возможными опасностями). "Инкубационная капсула - среда", в которой он так долго и успешно вызревает (как мотылёк в "куколке", как птенец в скорлупе) будет предельно истощена, после того, как он её покинет (вылетит весь из себя такой успешный). И конечно же будет неминуемо разрушена: а как же иначе? - нельзя же "птенчику" вылупиться из яйца и не разрушить при этом скорлупы!).

19. Если разрушения не избежать…

Инкубационная среда будет разрушена ещё и для того, чтобы ею не воспользовался кто - нибудь другой. Будущему "герою" не нужна конкуренция! Хотя бы уже для этого эко - ниша бывшего партнёра будет предельно разрушена, силы и ресурсы - предельно истощены, потенциал будет выработан (а во многих случаях и разрушен) до основания. (Есенин - мастер разрушать карьеру бывшему успешному партнёру, чтоб уже точно не поднялся, не приобрёл влияния, не отомстил). Все ресурсы и все запасы прежней среды Есенин унесёт с собой во вновь образованную им систему. И всякий раз ему будет казаться, что этого мало: он такой маленький, слабенький, хрупкий должен теперь сам бороться за существование.

Со свойственным ему субъективизмом Есенин будет обижаться на партнёра - донора за "преждевременное" вытеснение из удобной ему, инкубационной системы (из удобных ему тепличных условий). И будет жестоко мстить: он недополучил! ему недодали! Но и упускать из виду бывшего опекуна он тоже не собирается: хоть что - нибудь из распадающейся его (некогда прочной) экологической зоны бывший питомец всё - таки ещё сможет взять. Для этого никакими особенными способностями обладать не нужно. Нужно быть тактичным человеком (тактиком) и уметь дружить (даже с тем, кому причинил много бед и вреда), нужно уметь оставаться друзьями - товарищами, нужно уметь дорожить сложившимися полезными связями, нужно уметь их поддерживать, нужно уметь ладить с людьми и извлекать из этого пользу.

Как тактик -эмотивист, программный интуит и творческий этический манипулятор Есенин умеет извлекать пользу из своих нынешних, прошлых и будущих знакомств.

По мере того, как "партнёр - донор" будет восстанавливать свои силы (если ещё сможет!), его, теперь уже более успешный, бывший подопечный Есенин будет время от времени наведывать ся к нему, настраивать его на лирический лад, воспоминания о том счастливом времени, которое он провёл в этой среде (будет заводить разговоры на тему: "А помнишь, как нам хорошо было вместе?"), а заодно и подпитываться какими - то новыми ресурсами: переночует, проведёт выходные, деньжат займёт, кое - что из своих вещей с собой заберёт ("Ой, моя любимая футболочка, а я её искал! А вот и мой любимый плед, - как же это я его забыл! Так, а что у нас тут?.. Мои тапочки, мой купальный халат, мои пляжные туфли… а это я в следующий раз заберу…"). Может попросить что - нибудь купить ему с собой в дорогу. Отработает по обычной схеме: предложить сходить с ним в магазин (или сам навяжется в сопровождающие), там у него и аппетит разыграется: "Ой, я ещё этого не пробовал! Вот эти маслинки и этот паштетик ещё надо взять. И две… нет, лучше три бутылки пива… И ещё сигареты… И батарейки для моего плеера…". У кассы он "вдруг" вспоминает, что кошелёк забыл дома (хлопает себя по карманам, растеряно смотрит на партнёршу…). Но всё, что он выбирает для себя (всё, что оплачивается для него), он забирает с собой: это ведь для него покупалось.

(Вот так потихонечку, вытягивать из партнёра одну "мелкую" уступку за другой умеет только тактик). Есенин старается тактично и безболезненно истощать ресурсы партнёра. Рассредотачивает процесс во времени, чтобы расходы не казались такими огромными, чтобы в глаза не бросались, чтобы можно было упрекнуть партнёра в мелочности, если он отказывается их оплачивать.

Сталкиваясь с раздражением партнёра - тактика, отмечающим все эти уловки (а Штирлиц - тоже эмотивист - тактик: аспект интуиции времени у него тоже расположен в инертном блоке (-б.и.4), аспект этики эмоций - в манипулятивном), Есенин, осуждает его за скупость, за мелочность и очень эмоционально реагирует на любую попытку партнёра приостановить этот беспредел. Обдавая партнёра презрением и перенося вину с больной головы на здоровую, он смело идёт в атаку называя вещи своими именами: "Пожалел для меня, да?!.. Такой мелочи для меня пожалел! Банки консервов, куска колбасы… На, подавись ты своей колбасой!.."

Сам Есенин как истинный тактик радуется и незначительной (мизерной) экономии за чужой счёт, и незначительным преимуществам, успехам и накоплениям, сделанным за счёт партнёра: из мелких накоплений складываются крупные (+ч.с.5), поэтому и мелочами пренебрегать не следует.

При этом он манипулятивно и творчески работает и по стратегическому своему аспекту этики эмоций (+ч.э.2) и по демонстративной своей тактической этике отношений (-б.э.8): учтиво интересуется новостями бывшего "партнёра - донора", узнав, что тот снова восстановил какие - то свои бывшие связи, попросит свести его с нужными людьми. Может попросить партнёра восстановить какие - то старые разрушенные им (Есениным) связи, попросит за него снова замолвить словечко тем, кого он когда - то в прошлом ("под настроение") разочаровал или обидел. Любая попытка партнёра отказать ему в этой (или какой - то другой) просьбе, будет воспринята им (Есениным) как личная обида. (Последует новая вспышка ярости, новая эмоциональная атака, новые язвительные упрёки, несправедливые обвинения и оскорбления: "Такой мелочи тебе для меня трудно сделать! А помнишь, как я для тебя…" (дальше следуют перечисления незначительных прошлых услуг)". Посчитав (в силу всего перечисленного) бывшего партнёра - донора неоплатным своим должником, Есенин убеждает его (и себя) в том, что слишком малую компенсацию с него запрашивает. Он поднимает планку требований и предъявляет партнёру список новых претензий и требований: "А вот давай ты за это теперь для меня сделаешь… " Дальше следуют новые перечисления, выставляются новые условия, с Есенина списываются старые долги и теперь уже с чистого листа выдаются новые "ссуды", делаются новые одолжения, оказываются новые услуги. По его просьбе для его друзей партнёром - донором бесплатно выполняется какая - то сложная, дорогостоящая работа, устраиваются важные и нужные консультации и т.д. (Не успев толком ещё списать долги, он уже запускает партнёра - донора на новый круг, заставляет его работать для других, пускает его потенциал "в оборот" (а его самого пускает по рукам), устраивая для себя стартовую базу "благодеяний" из оплаченных и отработанных бывшим партнёром услуг.

Для Есенина открываются новые горизонты, а в отношения с прежним партнёром и новые кредиты. С лёгкостью, достойной лучшего применения, такой неутомимый "мотылёк" периодически наведывается в исходную среду, к предшествующим связям и отношениям, к прежнему партнёру - донору, обнадёживая его и создавая у него иллюзию востребованности.

Тамара Владимировна, 49 лет, Штирлиц.

“... Я своего мужа жду уже 17 лет. Семнадцать лет назад он ушёл из дома в другую семью и всё никак не вернётся. Но иногда заходит ко мне, обнадёживает, говорит: “Подожди ещё, я к тебе когда - нибудь вернусь”. Когда я его спрашиваю: “Почему ты сейчас н;;;е можешь; ко мне вернуться?”, он ничего не объясняет, отвечает только: “Подожди и ни о чём меня не спрашивай - так надо.” Почему это “так надо” - я не понимаю. Но ему всегда удаётся меня уговорить. Он и на коленях передо мной стоит, и ноги мои обнимает, и слёзы у него по щекам текут - не верить ему невозможно! Но я не могу понять, почему он не может ко мне вернуться, а сам он мне ничего не объясняет. Я уже измучилась его ждать, я устала! Годы идут, силы, надежды убывают, а я всё одна и одна... А он уговаривает: “Подожди!”. Сам он за это время уже дважды был женат! Кроме моего сына у него ещё трое сыновей от других жён. Есть у него ещё две любовницы. С одной из них он собирается ехать на юг. Перед отпуском зашёл ко мне денег занять. И когда я сказала, что тоже хотела бы поехать на юг, он ответил: “А что же ты раньше мне не сказала? Теперь поздно, я уже другой обещал. А ты ЗАНИМАЙ ОЧЕРЕДЬ (!) МОЖЕТ КОГДА - НИБУДЬ И ДО ТЕБЯ ВРЕМЯ ДОЙДЁТ. ”. Вот так! Когда я прошу его меня отпустить, предлагаю расстаться, он не соглашается - плачет, умоляет, просит ещё некоторое время подождать, говорит о своих чувствах, о своей любви. А я не знаю, верить ему или нет. Я и так уже долго ждала. И хочется надеяться на лучшее, но ни сил, ни здоровья уже ни на что нет. Сейчас вот хочу сказать ему, что ждать его больше не могу. Пусть он меня простит и отпустит...”

Источник

Обсудить на Социофоруме


Новые статьи:
Старые статьи: