Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Астенический тип

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 5
ХудшийЛучший 

Астенический тип

Таблица 1 Основные размеры тела у людей астенического типа (в среднем)

 

Мужчины

Женщины

Вес (кг)

50,5

44,4

Длина тела (см)

168,4

153,8

Ширина плеч

35,5

32,8

Объем груди

84,1

77,7

живота

74,1

67,7

в области бедер

84,7

82,2

предплечья

23,5

20,2

кисти

19,7

18,0

икр

30,0

27,7

Длина ног

89,4

79,2

Астенический тип

Рис. 1. Астенический тип. Фронтальный снимок (Шизоидный психопат.)

Понятие астенического габитуса введено Штиллером (Stiller), коррегировано и ограничено в желательном смысле Бауаром. Полученный на нашем психиатрическом материале typus as-tenicus совпадает с таковым же типом Бауара. Из отдельных черт, упомянутых в краткой работе Бауара, большинство подтверждается и нашими исследованиями. Но мы не можем согласиться с утверждением, что астеники преимущественно долихоцефалы; по нашим данным, череп астеников по сравнению с другими типами небольшого объема, средней ширины, короткий и низкий. Короче говоря, габитус мужчины-астеника характеризуется главным образом слабым ростом по толщине при среднем неуменьшенном росте в длину. Это недостаточное развитие толщины проходит через все части тела — лицо, шею, туловище, кости, сосудистую систему — и через все формы тканей, кожу, жировую ткань, мышцы, кости, сосудистую систему. Вследствие этого средний вес, а также размеры в объеме и ширине понижены по сравнению со средними размерами, характерными для мужчин.

Следовательно, в тяжелых случаях мы имеем картину (рис. 1 и 2) худого, тонкого человека, кажущегося выше, чем он на самом деле, малокровного, с узкими плечами, с сухими тонкомышечными руками, с тонкокостными кистями, с длинной, узкой, плоской грудной клеткой, на которой можно пересчитать ребра, с острым реберным углом, с тонким, лишенным жира животом, с такими же руками и ногами. У мужчин наблюдается явное отставание веса тела от его длины (50,5:168,4) и объема груди от объема бедер (84,1:84,7).

Астенический тип

Рис. 2. Астенический тип. Профиль. (Шизофрения.)

 

Представители этого типа имеют более широкие плечи при плоской, как доска, грудной клетке и очень нежных плечевых костях. Вместо тонкого живота в отдельных случаях наблюдается дряблый, энтероптотичный отвисший живот или отложения жира евнухоидного или женского распределения, что нельзя смешивать с пикническим жирным животом. Часто возникают варианты астенического типа с более сильным или слабым выражением стигмат телосложения дисгенитальной группы, инфантилизма (акромикрия), феминизма (образование талии, увеличенный объем таза, резкая округленность бедер) и особенно евнухоидного высокого роста с чрезмерной длиной конечностей. Позже мы возвратимся к этому.

Нередко образуются варианты и комбинации астенического и атлетического типов, когда наряду с астеническими стигматами выступают и атлетические (например, длинная, узкая грудная клетка с крепкими конечностями, инконгруэнция между лицом и строением тела и т. д.) или средний тип жилисто-стройной фигуры, для которого характерна грациозная худощавость или крепкие мышцы.

Если мы рассмотрим тип в течение развития его жизни, то заметим, что во всех возрастных периодах он остается довольно постоянным. В детском возрасте эти люди бывают слабыми и нежными; в период созревания они быстро растут и вытягиваются, в зрелости и старости они не обнаруживают ни малейшей склонности к правильному накоплению жира и развитию мышц. Они, как крестьяне, могут выполнять тяжелую физическую работу, но у них очень слабо утолщаются мышцы. Они могут прекрасно питаться и даже, как многие обитатели больниц в мирное время, отличаться прожорливостью, но, несмотря на это, оставаться такими же худыми. Возраст изменяет у части астеников тип распределения волос (см. дальше). Черты лица лишь на восемнадцатом году приобретают свои характерные формы, которые будут позже описаны, и могут при прогрессирующем похудании в пожилом возрасте сделаться еще резче.

У части астеников бросается в глаза как важный биологический признак их преждевременное старение. Я встречал мужчин в возрасте между 35 и 40 годами, казавшихся стариками с морщинистой, совершенно сухой, дряблой и поблекшей кожей и с перевитыми височными артериями (ср. рис. 7 и 8). В таких случаях, несмотря на нормальный образ жизни пациентов, наблюдается общая атрофия жира и мышц, свидетельствующая о тяжелом хроническом нарушении обмена веществ. Этим страдают даже те пациенты, которые постоянно много едят, а мышцы их, не делаясь паритичными, могут даже при постоянной работе в поле достичь таких степеней атрофии, что появляется диастаз абдукторов бедер, наблюдаемый лишь у крайне истощенных кахектиков; внутренние контуры бедер не сливаются к промежности в прямую линию, как это обычно бывает, а вырисовываются, образуя щель.

Что же касается астенического строения тела у мужчин в период полового созревания, то в описываемых случаях рост в длину происходил нормально, иногда бывал очень сильным и преждевременным. Шестнадцатилетний гебефренический юноша имел рост 165 см (что у нашего швабского населения значительно превосходит средние размеры), 18-летний был ростом 176 см. Но это нельзя считать правилом. Наименьший из наших взрослых мужчин-астеников имел рост 158 см, самый большой — 178 см, однако низкорослые среди них встречаются не часто. Только что упомянутый был единственным среди 50 мужчин, чей рост меньше 160 см. Резкие детские, неразвитые черты лица встречаются у отдельных астеников в возрасте от 20 до 25 лет, особенно у женщин; многие астеники при худощавом лице с резко выступающими чертами уже в этом возрасте выглядят старше своих лет. О сексуальном инстинкте и волосяном покрове мы скажем позже.

Астенические женщины по своему габитусу напоминают астенических мужчин, за исключением одного: они не только худощавы, но часто и малорослы. Нормальный и даже усиленный рост в длину у них встречается, но не так часто. Среди 20 женщин я встретил одну ростом 169 и одну ростом 161 см, остальные имели рост 160, а самая маленькая — 145 см. Эта группа женщин не просто астенична, а астенично-гипопластична, причем во всей нашей работе под астеническим мы понимаем задержанный рост в толщину, под гипо-пластическим — общее недоразвитие тела и его частей, особенно роста в длину. Так, у астенических женщин самый низкий средний рост 153,8 см, между тем как у астенических мужчин он равен 168,4 см, что соответствует среднему росту швабского населения мужского пола. Несоответствие между ростом и весом тела у астенических мужчин выражено более резко, чем у женщин (см. табл. 1). У мужчин оно равно примерно 18 (из обеих последних цифр роста вычтен вес), у женщин — 9.

Измерение головы астенических шизофреников

 

Мужчины

Женщины

Окружность черепа

55,3

53,6

Сагиттальный диаметр

18,0

17,0

Наибольший фронтальный диаметр

15,6

15,0

Вертикальный диаметр

19,9

19,3

Длина лица

7,8:4,5

7,1:4,1

Ширина лица

13,9: 10,5

13,0: 9,7

Длина носа

5,8

5,2

При рассмотрении более тонкой морфологии строения тела нужно соблюдать известную осторожность. Поэтому выше мы говорили о типах лица не у астеников, а у астенических шизофреников. Мы знаем, что у шизофреников, как правило, преимущественно выступают определенные типы строения тела, например астенические, но нам вовсе не известно, является ли шизофреническая, правильнее сказать — шизотимическая (см. ниже), психика единственной, которая стоит в биологической корреляции с астеническим габитусом. Мы можем это считать вероятным на основании изложенных ниже соображений, но не в состоянии это доказать. Следовательно, нам неизвестно заранее, свойственны ли отдельные признаки строения тела всем астеникам или только шизотимикам среди них. Мы еще не уверены в том, находится ли степень проявления определенных отдельных стигмат во взаимоотношении со степенью лежащих в основе конституциональных особенностей (как это наблюдается при акромегалии); мы не знаем, сильнее ли выражены известные стигматы строения тела у больных или у предрасположенных к болезни шизофреников, чем у здоровых шизотимиков. Такое соотношение степени, разумеется, очень интересует нас в прогностическом смысле. На основании нашего материала мы пока не можем решить вопроса положительно. Кроме того, надо упомянуть, что в некоторых случаях структура лица не развивается параллельно с общей структурой строения тела, и, следовательно, иногда мы можем встретить голову пикнического типа, сидящую на астеническом туловище, и наоборот; однако тогда смешанный тип намечается в строении тела вообще. Особенно среди шизофренической группы мы обнаруживаем отдельные стигматы различных типов, сильно переплетенные друг с другом. Следовательно, здесь, как и всюду в учении о конституции, мы сталкиваемся с тенденцией к сочетанию симптомов, при склонности к вариациям.

Раз и навсегда предпосылая эти соображения о конфигурации лица астенических шизофреников, в резко выраженных случаях нужно сказать следующее: трофическая общая тенденция соответствует остальному телосложению, кожа и мягкие части тонки, бледны, бедны жиром, особенно тонка и гладка при резко выступающих костях кожа на носу. Скелет изящно построен; где он резко выступает, как, например, в скуловой кости и в супраорбитальных дугах, там это объясняется не сильной трофикой костей, а прозрачностью и тонкостью покрывающих их мягких частей. Окружность черепа мала — 55,3 см, и в общем она является здесь наименьшей по сравнению с другими типами. Астенический череп при сопоставлении с другими типами короток, низок, средней ширины. Прежде всего бросается в глаза его короткость (18 см), между тем шириной (15,6 см) он превосходит атлетический череп. Благодаря этому, а также укороченному сагиттальному диаметру мы часто наблюдаем у астеника оптическую картину высокой головы, причем абсолютный диаметр может и не быть увеличенным. В лице повторяется общий принцип роста астеничных мужчин, который заключается в том, что рост в вышину не нарушается, в то время как рост в ширину отстает. Диаметр ширины астенического лица с 13,9: 10,5 см в общем самый меньший, между тем как высота, по крайней мере средней части лица, с 7,8 см соответствует пикническому.

Для зрительного впечатления астеническое лицо кажется длинным и узким, бледным и худым, но резко очерченным. Из-за своей узости оно воспринимается как более длинное, чем на самом деле.

Если проанализировать много серий астенически-шизофренических лиц, то обнаружится своеобразное соотношение, которое диагностически необычайно важно, — несоответствие между слишком длинным носом и гипоплазией нижней челюсти. В портретах больных шизофреников данный астенический мотив часто повторяется. Карикатуристам это давно бросилось в глаза: так, Резничек (Resnizek) в известном рисунке «Семья перед катастрофой» привел вариации ее в целой группе родственников. Менцель (Menzel) фиксировал это в профиле старого Фрица, доведя данный мотив до каменной монументальности.

Особенно резко выступает несоответствие между длинным носом и небольшой нижней челюстью в профиле. Возникает форма, которую можно назвать угловым профилем (рис. 7). Верхние контуры лица, особенно при несколько покатом лбе, идут вдоль спинки носа, господствующего надо всем, косо вперед до кончика носа, а от него косо назад до маленького низкого и короткого подбородка, так что у кончика носа линии соединяются под тупым углом. Нос у таких лиц большей частью узкий, тонкий, заостренный и длинный, кончик носа не вздернут, но несколько вытянут, спинка носа прямая или слегка изогнута. В менее чистых, в конституциональном смысле, случаях мы находим намеки углового профиля и при полных лицах с тупым носом. Важно иметь это в виду.

0x01 graphic

Рис. 7. Угловой профиль. Небольшая астеническая форма черепа. Преждевременная старческая инволюция. (Шизофреник, слабоумный от рождения, 39 лет.)

Если мы рассмотрим такое астеническое лицо с фронтальной стороны (рис. 8), то в резко выраженных случаях оно представляет собой укороченную форму яйца, причем контуры нижней челюсти книзу от ушей неожиданно быстро сливаются с кончиком подбородка. Это, прежде всего, объясняется, слабым развитием углов челюсти, которые обычно у более полных людей акцентируют латеральный контур лица, отсутствием жирового слоя боковых частей щек, а кроме того, низким расположением челюстей, их тонкостью и узкой поверхностью дна рта, между ними находящейся. Общий контур нижней челюсти от одного уха через конец подбородка к другому кажется поэтому в фронтальном разрезе сильно изогнутым, угловатым, в то время как при более полных лицах в нем видятся меньший изгиб и закругленность. В не очень выраженных случаях укороченная форма лица выступает нерезко; мы имеем тогда неясно щитовидные формы или вообще нехарактерные очертания. У астеников также наблюдаются выраженные длинные лица с высокой средней частью.

0x01 graphic

Рис. 8. Лицо с формой укороченного яйца (шизофрения). Тот же, что на рис. 7, фронтальный снимок.

Описанные пропорции носа и челюсти шизофренических астеников отражаются и в данных наших измерений, при этом средняя длина носа значительна по сравнению с высотой средней части лица (5,8: 7,8; между тем длина носа циркулярных при той же высоте средней части лица равна лишь 5,6). Разница между шириной скуловой кости и шириной нижней челюсти составляет у астеников 3,4, при двух других типах — 3,2, причем особенная степень гипопластической узости астенической нижней челюсти по сравнению с остальным лицом здесь ясно сказывается; надо помнить, что и сама ширина скуловой кости астеников, в среднем 0,3 см, уже, чем при других типах. Нижняя челюсть астеников в среднем не меньше, чем на 0,5 см, уже таковой пикников и атлетиков. Данные измерения и оптическое впечатление вполне согласуются; по отношению к носу и нижней челюсти наш глаз удивительно хорошо и точно отмечает небольшие различия в пропорции лица, причем гораздо точнее, чем на частях тела.

В остальном наблюдаются очень сильные вариации в лице при выступающей гипоплазии нижней челюсти. Только часть астеников обнаруживает классический угловой профиль, ибо не у всех гипоплазия челюсти именно в сагиттальной оси выступает так сильно и ведет поэтому к оттеснению подбородка в профиле лица. И нос не всегда сильно выделяется — часто он лишь длинен, тонок и опущен кончиком вниз. Во всех этих случаях получается простой профиль с длинным носом (рис. 2, 16). И подбородок не всегда должен быть низким; при фронтальном разрезе встречается ясная гипоплазия нижней челюсти, но это может быть не замечено в профиле. Обретя некоторый навык, можно получить представление о многих вариантах лица, которые базируются на том же трофическом основном принципе — длинном носе с гипоплазией нижней челюсти.

Угловой профиль и родственные ему формы лица принадлежат к наиболее частым специальным стигмам строения тела шизофренической группы, но этот мотив иногда также выступает у совершенно иначе построенных лиц — атлетиков и диспластиков. Если мы, что бывает редко, в пикнических лицах более пожилого возраста встречаем такие признаки, то должны искать в них шизотимические налеты наследственности и часто находим их. Среди моих пациентов у 74 пикнических циркулярных только в 7 случаях наблюдался слишком длинный по сравнению с остальными частями лица, вытянутый нос. Весьма интересно рассмотреть их с клинической и наследственной точек зрения. Случай I (or): не чистый вариант старческой депрессии с параноидным расстройством настроения, со ступором неопрятности и склонностью к слабоумию. Случай II: у матери тяжелая дегенеративная истерия, брат в периоде созревания обнаруживал шизоидные черты и низко пал. Случай III: отец — эпилептик, жестокий, аутистичный, чудак и изобретатель. Случай IV: сестра матери со странностями, брат матери страдал клинически нечистым циркулярным психозом с обильными идеями преследования и воздействия. Сын сестры страдает неясным психозом, временами напоминающим шизофрению. Случай V: родители отличались ханженством, сестра — шизофреничка. Случай VI: мать аутистична, замкнута, строга. Случай VII: мать аутистична, молчалива, упряма, недружелюбна, заболела на 60-м году неизлечимым психозом, подолгу сидела в неподвижной позе, временами что-то выкрикивала (поздняя кататония).

Это краткое перечисление говорит само за себя, особенно если знать шизофреническую характерологию и наследственность. Где встречаются длинные носы, там мы часто находим у близких родственников нечистые параноидные психозы, случаи шизофрении, а также шизотимические личности. Этим мы не хотим сказать, что не бывает случаев, когда взаимоотношений нельзя вскрыть, ибо законы наследственности не представляют собой простого арифметического примера.

Что касается вариантов в астенически-шизофренической конфигурации головы, то, наряду с описанными просто маленькими черепами, мы встречаем еще и более характерные формы. Легкие степени пузырчатого черепа наблюдаются нередко. При этом мозговой череп расширяется над ушами и может сильно сужаться по направлению ко лбу. Лицо, построенное в остальном совершенно астенически, расширяется затем несколько кверху, чтобы приобрести связь с более широким основанием черепа. Такой внешний облик, который может быть принят за полное и широкое лицо, не должен нас вводить в заблуждение. Мы пока не можем ответить, является эта форма черепа следствием легкого hydrocephalus или стоит в связи с законами роста костей.

Наряду с высокой головой привходящим моментом астенической морфологии нередко является череп в форме башни, который играет большую роль у некоторых шизофренических диспластиков с длинным ростом. При фронтальном разрезе мы находим, что лоб кверху конически сужается, при изучении профиля обнаруживаем, что затылок круто поднимается, темя идет кверху и так резко падает по направлению ко лбу, что спереди густые волосы резко поднимаются; это придает некоторым лицам своеобразное выражение.

Ладьеобразный череп я нашел во всем моем шизофреническом материале только 2 раза, но очень резко выраженный. При такой резкости его нельзя допустить, что он стоит в прямом внутреннем взаимоотношении с шизофренической группой психозов. Скорее всего здесь играют роль гетерогенные каузальные моменты, вероятно, дегенеративного характера.

Уже упоминалось, что атлетические и в некоторых случаях также гипопластические (см. ниже) формы лица встречаются при астеническом теле; особенно часты здесь смешанные формы.

По строению как лица, так и тела астенические женщины отличаются от мужчин. У женщин оно меньше не только в ширину, но и в высоту. Длина носа такая же, как и у циркулярных женщин, средняя часть лица даже меньше, чем у последних. Поэтому лица астенических женщин при оптическом впечатлении кажутся не столь узкими и длинными, как у мужчин, но уменьшенными и низкими. Узкий остроконечный нос и гипопластическая челюсть совершенно одинаковы как у тех, так и у других. Гетерогенные формы лица гипопластического характера у астенических женщин мы встречаем несколько чаще, чем у мужчин, и у первых, несомненно, гораздо больше нехарактерных, морфологических неточных форм. Некоторые женские астенические лица производят впечатление круглых и мягких, так как нежная узкая структура их костей прикрывается некоторой одутловатостью кожи.

Источник - Эрнст Кречмер "Строение тела и характер"